Школа дизайна

Алена Прохорова

Методы образования ворса на материалах

тренинг
IMGM8591
1 метод: начесывание - ворсованные материалы (следует отличать от ворсовых материалов).

Начесные ворсовые ткани имеют ворс, образованный концами отдельных волокон, извлеченных из нитей, составляющих ткань, путем ворсования. Ворсование производят специальными ворсующими приспособлениями: кардами, щетками, шишками. Густота ворса и его расположение (вертикально, под углом, горизонтально или произвольно по отношению к плоскости основания, на одной или на обеих сторонах ткани) определяются строением ткани, природой волокна, способом механического воздействия.

Изготовляют материал  в основном атласного или сатинового переплетения . Это необходимо для того, чтобы на поверхности материала щетки могли расчесывать конкретное направление нитей, не повреждая обратную систему. В тканях атласного переплетения (а) подвергаются ворсованию нити основы, в материалах сатинового переплетения (б) - нити утка. Отличить визуально можно по равномерности ворсования: более гладкий и равномерный ворс получается на материалах атласного переплетения.


1

Основные представители данного метода - "микрофибра", байка, драпы, бумазея. 

Для получения именно микрофибры в условие дополнительно ставится подбор волокон, способных не только рваться поперек, но и расщепляться вдоль волокна благодаря слабым связям между полимерными цепочками самого волокна. Нити, подвергающиеся ворсованию, производятся со слабой круткой.

Так же расчесывание лицевой поверхности материала применяется как дополнительный этап при получении ворсовых тканей и трикотажа.

2 метод - использование ворсовой пряжи (Синель, или иначе - шенилл)

Ткани с использованием синели (шенилла) характеризуются как ткани с разрезным ворсом. Одной из основных характеристик таких тканей является количество шенилловых нитей, использованных при производстве. Для производства шенилловых нитей обычно используют акрил, хлопок или полиэстер, в нашем ассортименте - вискоза и акрил. Ценообразующим фактором является процентное содержание шенилловых нитей в ткани.

Ранее технологии позволяли использовать синель как уточную пряжу, но в настоящий момент можно встретить образцы, где нити синели используются как нить основы.

При использовании как уточной пряжи используют сатиновое переплетение или переплетение комбинированное с сатиновым, таким образом достигается максимальное нахождение шенилловой пряжи на лицевой поверхности материала, но могут быть и другие варианты в зависимости от того, какой результат требуется достигнуть.

Например в материале Камелия используется несколько разных переплетений (основная особенность жаккардов), которые по разному интерпретируют положение синели в ткани: сатиновое переплетение - контур рисунка, там синель наиболее ярко выражена и создается вид плотного выпуклого ворса; саржевое переплетение - внутренние элементы листьев - за счет большего количества основных нитей на поверхности материала нити синели как бы придавлены к ткани, и, соответственно, смотрится как более редкий и короткий ворс; ну, и, третье переплетение - комбинированное, заставляющее нити синели уйти на изнаночную сторону - на этих участках на лицевой поверхности ткани нет ворса. 

3 метод - образование ворсового покрова методами ткачества.

Махровые ткани - высота ворса регулируется свободной подачей ворсовых нитей вдоль основы в процессе ткачества, ворс петельный, не разрезной.

2

Ткани с основным разрезным ворсом: различают 2 вида - V (однопрутковые) и W (двупрутковые). 

Ворс образует дополнительная система основных ворсовых нитей, разрезаемых в процессе ткачества, либо при изготовлении 2-х полотен одновременно - разрезанием ворса между двумя полотнами (рисунки ниже). 

Материалы с ворсом в форме V отличаются большей плотностью ворса, но более слабой закрепленностью в основании ткани, по этой причине часто такие материалы дублируют либо дополнительно обрабатывают изнаночную сторону каким-либо клеевым покрытием (латекс, силикон и т.д.). 

Материалы с формой ворса W  дают менее плотный ворс, но более прочное закрепление ворса в грунте ткани. Производительность таких тканей ниже, чем материалов с формой ворса V, по этой причине изготавливаются гораздо в меньших объемах, и их стоимость значительно выше. 


3
4
5
6

Уточноворсовые ткани вырабатываются с одной основой и двумя уточными нитями - грунтовыми и ворсовыми. Первый - грунтовой, в переплетении с основой создает основание ткани, а второй - ворсовый, переплетаясь с основой, образует длинные петли настила. Разрезая эти петли в продольном направлении ткани, получают ворс. Основные представители данной группы - вельветы.

7

Так же не малозначительную значительную группу представляют трикотажные ворсовые полотна. Как правило вяжутся такие полотна сразу в 2 слоя с дальнейшим разрезанием ворса между полотнами. Отличительная особенность: практически всегда для производства мебельных тканей дублируются с целью исключения сильной деформации трикотажного полотна, которая недопустима при производстве мебели (легко и сильно тянется). Так же отличительной особенностью является очень крепкое закрепление ворса в материале, так как каждый ворсовой пучок провязан в петлю. Такие материалы служат очень долго в процессе эксплуатации. Основные представители данной категории: Шиншилла, Медичи, Алькала.

И еще одна основная группа - флоки. Данную технологию разбирали ранее - смотрите статьи.

Остальные методы образования ворса менее популярны, потому их не буду тут описывать.

Для придания объема ворсовому покрову (многоуровневость) используются следующие методы:

1 метод - для шенилловых тканей был указан ранее - изменением переплетения.

2 метод - усадка. В этом случае используются нити, образующие ворсовой покров, с разной степенью усадки - после получения ткани в процессе ткачества материал проходит влажно-тепловую обработку, и тогда ворсовой покров дает усадку в разной степени. Внешний эффект - многоуровневая стрижка.

3 метод - не полное разрезание ворса. Если ворс разрезать не полностью по поверхности, а только частично, то высота петельного ворса всегда будет ниже высоты ворса разрезанного. Внешний эффект многоуровневой стрижки.

4 метод - нанесение ламинации, печати прочими полимерными покрытиями, каландрирование. Основной представитель данных технологий - Медичи. В этом случае высота ворса на определенных участках приминается и фиксируется либо горячим каландром, либо полимером. Отличить полимер от каландра просто - достаточно просунуть иголку под рисунок и попытаться ею прочесать ворс от грунта к поверхности. Если игла проходит сквозь рисунок без задержки - каландр, если что-либо мешает игле выйти на поверхность - ламинация или полимерное покрытие. Ламинация (полимерное покрытие) значительно дольше сохраняется на поверхности материала, чем простое каландрирование, так как волокна имеют свойство частично или полностью восстанавливать свою ориентацию.